Постникова Ольга Викторовна, воспитатель.
Проект «Пластилинография- как средство развития творческих способностей ребенка»
22 октября — 23 ноября
Проект «Пластилинография- как средство развития творческих способностей ребенка» Направление «Художественно-эстетическое» Паспорт проекта Вид проекта: творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц с 22.10.2018 по 23.11.2018г.) . Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели. Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Актуальность темы. Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму изображений на горизонтальной поверхности. Лепка всегда является интересной для маленьких детей. А пластилинография обладает для детей и еще большей привлекательностью. Ведь пока взрослый не покажет ему эту относительно новую нетрадиционную технику, ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать! Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развивать гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Постановка проблемы Как с помощью нетрадиционной техники лепки развить творческие способности дошкольника, его креативность? Как научить ребенка рисовать пластилином? Цели проекта: · познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-пластилинографией; · обучить приемам выполненения изобразительных работ в данной технике. Задачи проекта: Образовательные · Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). · Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей. · Формировать способности приобретать и творчески использовать новые знания. · Совершенствовать умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, то есть рефлектировать свою деятельность. Воспитательные · Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. · Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. · Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных работ (ОО «Социализация»).
Развивающие · Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер (ОО «Здоровье», «Физическая культура»). · Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»). · Развивать сюжетно – игровой замысел. · Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Предполагаемый результат Развитие воображения, памяти, восприятия, творческих способностей детей, мелкой моторики рук и пальцев, пространственной ориентации, сенсомоторной координации. Желание заниматься пластилинографией. Структура проекта: Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи. № ЭТАП Задача перед ребёнком. 1. Подготовительный – Освоить прием надавливания. – Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. – Освоить правильную постановку пальца. – Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. 2. Основной – Научиться не выходить за контур рисунка – Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. – Использовать несколько цветов пластилина – Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (семечки, различные крупы и т.д). – Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. – Научиться доводить дело до конца – Научиться аккуратно, выполнять свои работы – Научиться действовать по образцу воспитателя – Научиться действовать по словесному указанию воспитателя 3. Итоговый – Самостоятельно выполнять творческие задачи. – Формировать отношение к результатам своей деятельности Перспективный план проведения организованной деятельности, дидактических игр и развивающих игр и пособий. 1неделя · Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи». · Загадки: про зайку, морковку. · Беседа « Что такое огород и что на нем растет». · Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу», «Во саду ли в огороде», умные карточки «Овощи», разрезные картинки «Овощи», веселые липучки «Овощи и фрукты». · Пальчиковая игра «Жил - был зайчик». · Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин». · Творческая мастерская во второй половине дня: пластилинография «Морковка для зайки». 2 неделя · Рассматривание картин с изображением рябины. · Беседа на тему «Рябина». · Отгадывание загадок о рябине. · Дидактические игры: «Во саду ли в огороде», «Одень рябину». · Пальчиковая игра «Прилетайте птички». · Физкультурная минутка «На тропинке-тень». · Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая». · НОД по пластилинографии «Веточка рябины». 3 неделя · Рассматривание картинок с изображением осенних листочков; · Дидактические игры: «Во саду ли в огороде», «С какого дерева листок». · Пальчиковая игра«Осень». · Физкультурная минутка «Листопад», «Руки подняли и помахали». · Отгадывание загадок : «Осень», «Листопад». · Чтение стихотворения А.К.Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» · Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко». · Творческая мастерская во второй половине дня: пластилинография «Мухомор». 4 неделя · Беседа на тему« Съедобные и ядовитые грибы». · Рассматриваниекартинок с изображением различных грибов. · Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко». · Пальчиковая игра «За грибами». · Чтение сказки В.Г.Сутеева «Живые грибы». · НОД по пластилинографии «Кленовые листья». 5 неделя · Оформление выставок : «Пластилиновое чудо», «Осенние фантазии». · Открытый показ НОД по пластилинографии «Колючий ёжик».
Работа с родителями · Консультирование родителей по теме проекта. · Консультация для родителей «Пластилинография-это интересно!». · Привлечение родителей к изготовлению совместных работ с детьми в нетрадиционной технике «пластилинография» для выставки. Этапы реализации проекта
2) Основной
2. Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества; 3.Оформление консультации для родителей «Пластилинография-это интересно!». 4.Размещение творческих работ в сети Интернет.
3) Заключительный
4. Обобщение опыта работы на педагогическом совете. 5. Размещение на сайтах: МДОУ, MAAAM.RU. Результаты реализации проекта
· Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинография» способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. · У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом занимаются пластилинографией. · У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. · Доводят начатое дело до конца.
Литература: 1.Выготский, Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987. 2.Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008. 3.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010. 4.Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010. 5.Интернет ресурсы.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.