Постникова Ольга Викторовна, воспитатель.

Проект «Пластилинография- как средство развития творческих способностей ребенка»

22 октября — 23 ноября

Проект «Пластилинография- как средство развития творческих способностей ребенка»

Направление «Художественно-эстетическое»

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц с 22.10.2018 по 23.11.2018г.) .

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность темы.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в

 «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму изображений на

 горизонтальной поверхности.

Лепка всегда является интересной для маленьких детей. А пластилинография обладает для детей и еще большей привлекательностью. Ведь пока взрослый не покажет ему эту относительно новую нетрадиционную технику, ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать! Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развивать гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Постановка проблемы

Как с помощью нетрадиционной техники лепки развить творческие способности дошкольника, его креативность?

Как научить ребенка рисовать пластилином?

Цели проекта:

· познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки-пластилинографией;

· обучить приемам выполненения изобразительных работ в данной технике.

Задачи проекта:

Образовательные

· Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

· Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей.

· Формировать способности приобретать и творчески использовать новые знания.

· Совершенствовать умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, то есть рефлектировать свою деятельность.

Воспитательные

· Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

· Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

· Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных работ (ОО «Социализация»).

 

Развивающие

· Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер (ОО «Здоровье», «Физическая культура»).

· Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»).

· Развивать сюжетно – игровой замысел.

· Развивать интерес к процессу и результатам работы.

 

Предполагаемый результат

Развитие воображения, памяти, восприятия, творческих способностей детей, мелкой моторики рук и пальцев, пространственной ориентации, сенсомоторной координации.

Желание заниматься пластилинографией.

Структура проекта:

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.

№ ЭТАП

 Задача перед ребёнком.

1. Подготовительный

 – Освоить прием надавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

2. Основной

– Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (семечки, различные крупы и т.д).

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

 – Самостоятельно выполнять творческие задачи.

– Формировать отношение к результатам своей деятельности

Перспективный план проведения организованной деятельности, дидактических игр и развивающих игр и пособий.

1неделя

· Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи».

· Загадки: про зайку, морковку.

· Беседа « Что такое огород и что на нем растет».

· Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу», «Во саду ли в огороде», умные карточки «Овощи», разрезные картинки «Овощи», веселые липучки «Овощи и фрукты».

· Пальчиковая  игра «Жил - был зайчик».

· Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

· Творческая мастерская во второй половине дня: пластилинография «Морковка для зайки».

2 неделя

· Рассматривание картин с изображением рябины.

· Беседа на тему «Рябина».

· Отгадывание загадок о рябине.

· Дидактические игры: «Во саду ли в огороде», «Одень рябину».

· Пальчиковая игра  «Прилетайте птички».

· Физкультурная минутка  «На тропинке-тень».

· Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая».

· НОД по пластилинографии «Веточка рябины».

3 неделя

· Рассматривание картинок с изображением осенних листочков;

· Дидактические игры: «Во саду ли в огороде», «С какого дерева листок».

· Пальчиковая игра«Осень».

· Физкультурная минутка  «Листопад», «Руки подняли и помахали».

· Отгадывание загадок : «Осень», «Листопад».

· Чтение стихотворения  А.К.Толстого  «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»

· Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко».

· Творческая мастерская во второй половине дня: пластилинография «Мухомор».

4 неделя

· Беседа на тему« Съедобные и ядовитые грибы».

· Рассматриваниекартинок с изображением различных грибов.

· Дидактическая игра  «Собери грибы в лукошко».

· Пальчиковая игра «За грибами».

· Чтение сказки  В.Г.Сутеева «Живые грибы».

· НОД по пластилинографии «Кленовые листья».

5 неделя

· Оформление выставок : «Пластилиновое чудо», «Осенние фантазии».

· Открытый показ  НОД по пластилинографии «Колючий ёжик».

Работа с родителями

· Консультирование родителей по теме проекта.

· Консультация для родителей «Пластилинография-это интересно!».

· Привлечение родителей к изготовлению совместных работ с детьми в  нетрадиционной технике «пластилинография»  для выставки.

Этапы реализации проекта


1) Подготовительный 
1.Определение цели и задач проекта.
2.Сбор информационного материала (загадки, стихотворения, сказки, рассказы).
3.Разработка комплексно - тематического плана работы
4. Создание предметно-пространственной среды, уголка творчества в групповой комнате;

 

2) Основной 
1.Непосредственно образовательная деятельность;

2. Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества;

3.Оформление  консультации для родителей «Пластилинография-это интересно!».

4.Размещение творческих работ в сети Интернет.

 

3) Заключительный 
1.Анализ полученных результатов: открытый показ  НОД по пластилинографии «Колючий ёжик».
2. Оформление выставки совместных работ с родителями.
3.Презентация проекта «Пластилинография- как средство развития творческих способностей ребенка»

4.  Обобщение опыта работы на педагогическом совете.

5. Размещение на сайтах: МДОУ, MAAAM.RU.

Результаты реализации проекта

 

· Системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинография» способствовали формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

· У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом занимаются пластилинографией.

· У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

· Доводят начатое дело до конца.

 

 

Литература:

1.Выготский, Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987.

2.Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008.

3.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

4.Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010.

5.Интернет ресурсы. 


Фото проекта:

IMG_8366.JPG?1544522218853
IMG_8394.JPG?1544522237949IMG_8417.JPG?1544522256062IMG_8418.JPG?1544522275631IMG_8428.JPG?1544522295519IMG_8460.JPG?1544522314549IMG_8468.JPG?1544522336666IMG_8530.JPG?1544522358099IMG_8542.JPG?1544522379737IMG_20181119_161659.jpg?1544522399280IMG_20181119_164512.jpg?1544522418896IMG_8474.JPG?1544522439625


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.