Постникова Ольга Викторовна, воспитатель.

Экологический проект "Огород на подоконнике"

01 февраля — 30 марта

 Экологический проект на тему

«Огород на подоконнике»

в младшей группе

 Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес  ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.


Задачи проекта:

Образовательные: формировать у детей знания о росте и потребности растений;
 Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.

 Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Развивающие: развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,  экспериментированию.


Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

Тип проекта: познавательный.


Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.


Участники проекта: дети  младшей группы, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослыми  зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Основные этапы и направления реализации проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагогов:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

План мероприятий  по реализации проекта


  1. Беседы:
    • «Что такое огород и что на нём растёт»,
    • «Что такое «Огород на окне»,
    • «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
    • «Семена».

  2. Опытно-экспериментальная деятельность:
    • «Строение растений»,
    • «Рост и развитие растений»,
    • «Вода и росток»,
    • «Солнце и росток»,
    • «Проращивание семян».
    3. Практическая деятельность:
    • Отбор и посев семян.
    • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

  3. Экологические занятия по темам:
    • «Семена»
    • «Первые всходы» 
    • «Мир овощей».

  4. Игровая деятельность:
    • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу». 
    • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
    • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
    • Рассматривание различных семян.
    • Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».

  5. Художественно - творческая деятельность детей.
    • Раскрашивание картинок.
    • Рисование «Лук от всех недуг».
    • Аппликация «Помидоры в банке».
    • Лепка «Овощи большие и маленькие».

  6. Речевое развитие.
    • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
    • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
    • Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
    • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

  7. Оформление альбома 
    «Наш лук от всех недуг».

  8. Консультация для родителей
    «Помощь ребенка на огороде».

Этапы реализации проекта


1) Подготовительный (февраль)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне».


2) Основной (февраль, март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, салата, помидора) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата  через художественно-творческую деятельность.

 
3) Заключительный (апрель)
1.Анализ полученных результатов: открытое занятие «Маленькие помощники».
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3.Презентация проекта «Огород на подоконнике».

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, редиску, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Список  использованной литературы:

 1.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная  Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2007.

5. Интернет ресурсы. 

Фотоматериалы:

fea24046fe114393b7af8ecafe36e853.jpge81ce1d8959c121fb121b61e292dd668.jpg6b8b555d0c852262ee377adde6cac018.jpgf2868c6e615a97607085200f6a34551d.jpg01f38ede7235ad6e6954c0e89a65d9d2.jpg95a01e99053d0ac80c2e43de3b620992.jpgc369dacb6604e886b097d0809080ad70.jpgc41a94e55b909a130a72dde867382ee6.jpg59398733870053fea808c79a704c3c37.jpg41f6a10e076eec0f7ba74b2461b501d8.jpg5c269fab93feed1aae527765041e669b.jpge6a3bcfb1e479a89f9fd85d972546d5d.jpg2e4806a478651723192b1f8e81252428.jpg8fcf523df2fd1b087689109982d6e4de.jpg0a3319a157054ab6f2f762951c81a50c.jpg


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.